г. Новосибирск - 2010
Как правильно определить флизелин, дублерин, паутинку
и где их применяют? Давайте разберемся.
Широкий спектр современных прокладочных материалов
вызывает вполне понятные затруднения с выбором даже в
опытных специалистов. Как же сориентироваться в этом море
предложений и купить подходящий флизелин, дублерин,
паутинку для пошива и разных видов рукоделия?
Поводом для написания статьи стал звонок моей приятельницы,
которую я понемногу обучаю шитью. Поздоровавшись, она сразу
задала вопрос: «Слушай, я вообще не разберусь. Какая
разница между флизелином и дублерином?»
Я подробно объяснила, но при этом поняла, что этот вопрос
которые сталкиваются с подобной проблемой при выборе
необходимых клеевых материалов в обычном интернет-
магазине. Как результат, я вначале хотела поговорить только о
применяемых флизелинах и дублеринах. Однако затем
припомнила и об аналогичных материалах, применяющемся
клеевом синтепоне, паутинке, спанбонде. И что нельзя не
упомянуть про разные виды кромки и простой бортовки, и
наконец, о водо-, жарорастворимых девайсах. Итак, приступаю.
На самом деле каждый вид творчества и рукоделия, в которых
применяются ткани, предусматривает использование простых и
клеевых прокладочных материалов. Это значительно улучшает
качество, придает эстетичный внешний вид фактуре. «А зачем
это требуется?» - на вполне резонном основании спросит
начинающая швея-мастерица. Этот способ необходим для
придания жесткости, плотной текстуры, а также чтобы
предупредить растягивание краев, сохранить привлекательный
вид готовой продукции. Этот вопрос напрямую касается разных
видов пошива и рукоделия:
Вы даже не поверите, но этот же ассортимент используется в
скрапбукинге и даже в такой отрасли, как мыловарение, в
котором требуются неклеевые водорастворимые флизелины. На
практике остается разве что художественная резьба по дереву,
здесь можно обойтись без прокладочных элементов.
Вместо вступления.
•
Легкой одежды, в которой слегка уплотняются воротники, борта, манжеты;
•
Пэчворка и квилтинга, с применением спецматериалов одновременно с готовой разметкой для строчки;
•
Изготовления игрушек, для любых видов и целей;
•
Пошива сумок из кожи и ткани, в которых применяются не только клеевые традиционные материалы, но и особые виды клеевых, предназначенных для кожи.
Обратите внимание!
Специально для мастериц, кто не очень разбирается в подобных операциях, но хочет понять суть, я подчеркиваю тот факт, что все используемые клеевые крепятся к тканям при помощи увлажнения, или горячего утюга. Исключения бывают, но очень редко. А то можно подумать, что применяется какая-то разновидность скотча или подобных лент. На самом деле выпускаются подобные изделия по типу скотча, однако они предназначены для кожи и используются в кожевенном производстве при пошиве кожаных курток, плащей, сумок и другого ассортимента.
«Да, я согласна в том, что это необходимо! Но как найти оптимальный
вариант и выбрать подходящий материал в каждом случае?» следует
еще один не менее важный вопрос начинающей швеи-мастерицы. И
действительно, самостоятельно разобраться в этом разнообразии
фактур непросто. Одна надежда на помощь из Интернета, в котором
можно отыскать любой необходимый ответ.
И знаете, могу сказать с полной ответственностью, что после
ознакомления с огромной информацией по клеевым материалам даже
мне стало не по себе после рекомендаций типа «намачивания дублерина
в воде и после хорошего удаления остатков влаги можно клеить». Этот
процесс, оказывается, необходим для того, «чтобы наблюдать
желательную усадку дублерина». Однако с этой целью стоит лишь
слегка сбрызнуть водой из пульверизатора и все, ведь после
намачивания в тазике материал теряет свой клеевой слой.
Стоит ли говорить о работе начинающих рукодельниц,
воспользовавшихся подобными советами и получивших результат,
противоположный тому, который намерены были увидеть. Поэтому найти
стоящие рекомендации довольно непросто, особенно если сам не
можешь отличить, «что есть что». В этой публикации я использую
только самые распространенные и простые названия клеевых и
подкладочных материалов, так как существуют разные уровни
перевода названий одного и того же источника. Поэтому лучше подойти
с практичной стороны вопроса и «пощупать-подобрать-купить» то, что на
самом деле требуется для создания вашего настоящего шедевра.
Давайте приступим к сути проблемы. Прокладочными материалами
по техническим описаниям обозначается отдельный класс специальных
фактур, применяемых для пошива. К ним можно отнести разные виды
кромок, флизелинов, дублеринов, бортовки и прочие. Они
используются не только при пошиве разных видов одежды, но и в
рукоделии, включая скрапбукинг, квилтинг, пэчворк.
Судя из самого названия, прокладочные материалы занимают
промежуточное положение между отдельными слоями готового изделия,
пиджака и пальто, сорочки, плаща, одеяла, элементов ушей тильда-
зайца. Обычно положение этого слоя - между лицевой стороной и
подкладочной тканью, однако применяется и иначе. Специально для
уплотненной фактуры может потребоваться проклейка отдельных
элементов квилта, полочки пиджака. Фиксация этого прокладочного
слоя проводится на постоянной основе, он остается в готовом изделии.
Кроме того, прокладочный материал может применяться в виде
вспомогательной фактуры. Так, например, после вышивки рисунка или
орнамента готовое изделие прополаскивают для того, чтобы
прокладочный слой растворился в воде, а красивая художественная
вышивка осталась.
Как производятся подкладочные материалы? Современные
технологии изготовления прокладочных материалов предусматривают
использование принципа бутерброда, в котором применяется основа и
нанесенный клеевой слой. Он бывает 2 видов, сплошным нанесением и в
виде отдельных точек по всей поверхности, такой вид называется
точечным. Различают односторонние виды прокладочных
материалов с нанесенным клеевым слоем с одной стороны
поверхности. Следует отметить также производство прокладочных,
которые полностью состоят из сплошного клея, так называемых клеевых
нитей. Но обо всем по порядку.
Основы с нанесенным клеевым составом могут подразделяться:
•
Тканого происхождения, с использованием настоящей ткани;
•
Нетканые, к которым относятся полотна и фактуры искусственного происхождения, получаемые в химической, синтетической промышленности и других отраслях. Именно сочетание основы с нанесенным клеевым составом напрямую влияет на область использования клеевых и простых прокладочных без клеевого слоя.
Обращаю внимание еще раз!
Каждый из упомянутых клеевых остается в готовом изделии насовсем. В качестве исключения можно отметить водо- и жарорастворимые виды фактур, которые больше применяются в качестве вспомогательного элемента, вместо сметывания. Таким образом, значительно облегчается пошив или вышивка, после строчки или стеганых швов материал можно просто удалить, намачивая ткань или прогладив горячим утюгом. В своей публикации главное внимание я уделяю именно клеевым материалам. Однако вместе с прокладочными фактурами одновременно следует упомянуть о других видах этих материалов, не относящихся к обычной классификации. Итак, начнем и немного обобщим то, о чем упоминалось выше!